Разместить рекламу здесь за 40р/сутки!

Марина Кунина

Марина Кунина
Интервью с копирайтером Мариной Куниной, в котором она поделилась своим опытом работы во фрилансе, рассказала о рабочем процессе копирайтера и дала много ценных советов.
Здравствуйте, Марина. Как у Вас возникла идея зарабатывать фрилансом и как начиналась ваша карьера?

Превращению меня в копирайтера способствовала цепь неслучайных случайностей. В детстве я много читала и мечтала стать писателем или поэтом. В юности я много рисовала, но стать художником не мечтала – мешала уже привитая взрослыми самокритичность. В зрелом возрасте при первой возможности уволилась из органов и стала руководителем маленькой рекламной мастерской, согласившись принять предложение занять эту должность по принципу «ввяжемся в драку, а там посмотрим». Через полгода открыла свою рекламную мастерскую. Еще через год с ней возникли сложности, устранить которые я была не в силах.

Однако за год ее существования в том маленьком приволжском городке я неожиданно для себя оказалась относительно успешным дизайнером – и, получив однажды от хорошего знакомого ссылку на fl.ru, решила в этой ипостаси попытать счастья в Интернете. Первый мой дизайн сайта был принят клиентом с благодарностью, использован – но не оплачен)) А мои попытки выйти в блоги со своими страшносказатьдизайнами были встречены живущими там дизайнерами с гомерическим хохотом)) Зато оказалось, что в Интернете есть немало людей, которым нужны мои писательские и поэтические способности. Все это очень интересно.

Я пришла на фриланс в далеко не лучший жизненный период, когда вопрос денег стоял для меня очень остро. Поэтому осваивать новые технологии работы, в которой я увидела для себя неплохую перспективу, надо было очень быстро. Я спала по 3-4 часа в сутки и использовала порой «серые» методы продвижения. Впрочем, необходимость в них скоро отпала. Ниша копирайтерских услуг тогда была еще в начале своего наполнения, и для успеха достаточно было только упорства и некоторого количества способностей, позволяющих сразу давать приемлемое качество текстов и постепенно его наращивать.

Есть ли у Вас специализация или Вы пишете на самые разные темы?

Я пишу на любые темы, но не с каждым обратившимся ко мне потенциальным клиентом соглашаюсь работать. И вот почему.

Копирайтер – это не сам себе писатель, а рекламный писатель. Задача копирайтера – рекламировать товар или услугу. Товары и услуги бывают простыми и в принципе востребованными (например, молоко и вывоз строительного мусора) и сложными, востребованными очень ограниченным числом потребителей (например, устройства уничтожения данных и разработка CRM по индивидуальному заказу). В каждом случае есть свои сложности. Людям не нужно объяснять, что такое молоко – но надо как-то умудриться убедить их покупать именно наше молоко. Крайне желательно, чтобы заказчик принимал определенное участие в разработке стратегии продвижения его продукта – ибо фантазия копирайтера может посулить потенциальному потребителю такие выгоды, которые компания клиента не в силах будет предоставить. Контакт с клиентом необходим хотя бы для того, чтобы определить рамки, за которые копирайтеру выходить не следует. И делать это нужно «на берегу».

Главная сложность продвижения высокотехнологичных новинок заключается в том, что для начала разработчик должен суметь объяснить, а копирайтер – понять принцип их работы и потенциальную выгоду от их внедрения. Я очень благодарна тем клиентам, которые не жалеют времени и сил на объяснение мне всего необходимого и на ответы на мои уточняющие вопросы. В случае неготовности клиента к подробному обсуждению подобного проекта иногда лучше отказаться от сотрудничества.

Сколько времени занимает подготовка статьи, изучение темы о которой хотите написать?

Объем и сложность заказов очень разные. Иногда 2 страницы пишутся почти сразу за пару часов, иногда, прежде чем написать 1000 знаков, требуется полдня собирать по крупицам информацию и осмысливать ее, скрипя извилинами)). Собственно написание текста – это всегда самый простой и быстрый этап.

Существует ли для Вас такое понятие, как вдохновение? Или Вы просто знаете, «как надо писать», и пишете текст по установленным правилам?

Существует такое понятие как управляемое вдохновение. Людям, активно использующим аутотренинг в своей жизни – в любых его формах – это должно быть понятно. Можно назвать это умением создать себе рабочий настрой. Да неважно, как это называть. Главное, уметь ввести себя в такое состояние, при котором станет возможно написание текста, вдохновляющего потребителя на покупку))).

А правила тоже есть. Главное из них: практика, практика и еще раз практика)))

Расскажите, каким был самый сложный текст за время вашей работы копирайтером?

Это был заказ на замену всех текстов на сайте компании, торгующей офисной техникой и оказывающей множество услуг по оптимизации бизнес-процессов за счет использования современных компьютерных технологий. Вот с этими технологиями и пришлось повозиться. Особенно сложно было понять, в чем заключаются относительно незначительные отличия между программными продуктами, предназначенными для решения схожих задач, но предлагаемыми разными производителями.

Без консультационной помощи заказчика я бы с этим проектом не справилась. Большое ему спасибо за то, что несмотря на собственный плотный график он находил время на общение и не торопил со сроками, которые я, к своему стыду, серьезно затянула. По завершении всего объема работы моя благодарность вылилась на вордовский лист вот таким несерьезным стихотворением.

Когда у Вас зачешется спина,
Вы не волнуйтесь – это просто крылья.
Вам Ваша святость, кажется, дана
С рожденья. Без заметного усилья
Собою освещаете Вы мир.
Вы просто образец долготерпенья!
Такой заказчик – как для мышки сыр,
Как для ребенка – сливочный пломбир,
Как для искусствоведа – стиль ампир.
Вы всякого достойны восхищенья!
Дай Бог Вам много новых добрых дел!
Доходных интереснейших заказов!
Любой успех пусть будет – не предел!
Пусть будет Вам доступно все и сразу!
Пусть будут Ваши волосы густы!
Пусть обойдут Вас всякие напасти.
Желаю вам любви и красоты,
И просто человеческого счастья!
Заказчик, получив этот стишок, улыбнулся смайликом-солнышком))

Какое портфолио должно быть у копирайтера? Как Вы убеждаете заказчика работать с Вами?

Портфолио должно быть большим, аккуратно оформленным и удобным для просмотра. И, главное, доступным для просмотра! Некоторые копирайтеры скрывают свои работы, опасаясь плагиата. Мне кажется, это не то, чего стоит бояться.

Откровенный плагиат – это нулевая уникальность текста. Кому она сейчас нужна, я не знаю. А идею надо еще уметь своровать так, чтобы это не бросалось в глаза. Для этого уже надо иметь достаточную степень мастерства – при которой, собственно, пропадает потребность в намеренном заимствовании.

Но история знает немало примеров того, как одинаковые идеи посещали разные головы, находившиеся в разных концах земного шара, еще в доинтернетную эпоху. Я никогда не занимаюсь отслеживанием судьбы моих рекламных текстов и тем более не ищу свои идеи в чужих рекламных текстах, заранее допуская, что это может быть не рерайт моего текста, а результат схожего образа мышления. Да просто мне неинтересно этим заниматься. Мне бы найти время на наполнение своего портфолио, которое давно требует обновления, как и весь мой сайт))

По вашему мнению, какими навыками и умениями должен обладать человек, желающий стать копирайтером?
Копирайтер должен любить людей и свою работу))
Можно ли научиться писать красиво? Существуют ли для этого какие-то техники, или все индивидуально и зависит от склада ума человека, письменного слога и словарного запаса?

Научиться можно всему, что можно делать. Наибольших успехов можно достичь в тех делах, которые доставляют тебе удовольствие, которыми ты стал бы заниматься, даже если бы тебе не были нужны деньги.

То есть профессию копирайтера стоит выбирать тому, кто хочет приносить пользу людям, нуждающимся в услугах по созданию рекламных текстов. Я думаю, успеха в копирайтинге трудно достичь, если еще во время учебы в школе проникнуться до глубины души идеей о том, что богатые – всегда плохие, и что нельзя заработать хорошие деньги честным путем. Как при таком отношении работать на благо предпринимателей – буржуев и угнетателей простого люда?)) Писать красиво – понятие размытое и неконкретное. Одним ласкают слух стихи Есенина, а другим они кажутся пошлостью и пропагандой суицида. А эффективность рекламных текстов при определенных условиях можно довольно точно измерить. Этим копирайтинг мне и нравится. Он приносит ощутимую пользу моим клиентам.

А еще я люблю держать ситуацию под контролем полностью – поэтому в настоящее время я развиваюсь в направлении лидогенерации. Это относительно новое слово означает комплекс мероприятий по созданию потока потенциальных клиентов с оплатой не за рекламный продукт, а за реальные обращения клиентов. Это, можно сказать, новый уровень. Я сделала первые шаги к переходу на него и продолжаю двигаться в выбранном направлении.